Мой сайт

Ошибки структуры

    Ошибки структуры (продолжение статьи «Банкротство холдингов...»)

    Во всех приведенных примерах, хотя их данные представлены на основе реальных цифр и реальных событий, изменены все названия, так что любые совпадения обусловлены чистой случайностью. Вся информация была предоставлена либо с согласия ее владельца, либо построена на данных бухгалтерского учета, которые не являются коммерческой тайной, либо приведены сильно искаженные данные или данные уже не существующих субъектов.


      В РФ для юридических лиц существуют следующие основных системы налогообложения:
- общая (или классическая);
- упрощенная (6/3% с доходов либо 15% с разницы между доходами и расходами);
- вмененная, с фиксированным налогом, зависящим, к примеру в розничной торговле от площади торгового зала.
      На общей системе налогообложения находятся практически все участники ВЭД, оптовики и крупный бизнес.
      На упрощенной с налогообложением 6/3% с доходов – обычно находятся юридические лица, имеющие небольшие активы (до 100 млн.руб), недвижимость (это наиболее «защищенная» от налоговых претензий система, так как не надо предъявлять какие бы то ни было расходы для налоговых вычетов, за исключение пенсионных отчислений).
      На упрощенной с налогообложением 15% с разницы между доходами и расходами – стараются вести максимальное число юридических лиц с посредническими функциями - по агентским и комиссионным договорам.
     Вероятно, две последние группы с нового 2010 года существенно уменьшатся, так как станут невыгодными из-за предполагаемого введения единого налога на имущества.
     Вмененный налог активно применяется в розничной торговле практически только в Санкт-Петербурге.
     При упрощенной и вмененной системах налогообложения налогоплательщики освобождаются от налогов на прибыль, НДС, налога на имущество, ЕСН.
     И упрощенная и вмененная системы налогообложения относятся к «льготным» и разрешены к применению только для малого и среднего бизнеса.
     Для розничной фармацевтической деятельности крупным бизнес признается с валовой выручки более 1 млрд руб в год.
     Кроме того, для вмененной системы существует ряд ограничений по ее применению: это площадь каждого ее подразделения не более 150 кв.м и численность сотрудников не должны превышать 100 человек.

     Разрешите рассказать об очень интересном, даже уникальном для российской действительности бизнесе – маржинальной розничной сетевой торговле. Это означает, что торговая структура работает с очень маленькой наценкой и очень большими оборотами. Более того, этот холдинг работает в области фармации, где исконно «нормальной» считается средняя розничная наценка в 30-35%, а «низкой» - в 20%.
     В настоящее время в РФ насчитывается всего несколько аналогичных групп аптек, работающих по принципам знаменитой американской сети дешевых товаров Wall-Mart. Независимо от того, по какой цене они покупают товар, он у них должен быть дешевле, чем у соседей. И в любом случае, его наценка от цены закупки не должна превышать 15%. Первые сводные цифры управленческой отчетности анализируемого холдинга наших аудиторов буквально ввергли в шок: за 2008 год суммарная выручка по этому холдингу превысила 4 млрд руб. При этом, мы имели возможность сравнить их выручку по залам с выручкой аналогичных залов, работающих по общегородским стандартам с наценкой в 30%: у обычной аптеки выручка в месяц составляла 5 млн руб, у аналогичного зала с дисконтной торговлей – 25 млн.руб. В обычной аптеке не торопясь работало 2-3 кассира-фармацевта, в зале с дисконтной торговлей – 15-20 касс, к которым стояли очереди.

   Трудно поверить, но при открытии новой аптеки, работающей по правилам этого холдинга рентабельность (без учета затрат на покупку помещения и его ремонта) достигалась в среднем через 8 месяцев (!).
     Вследствие очень большого оборота, чистый финансовый результат (доход собственников) по аптечным залам, работающих более 4-5 лет достигал до 37-40% от маржинального дохода (от наценки).

     В рассматриваемой группе компаний было выделено две группы предприятий: розничные юридические лица (по нескольку аптечных залов на одно юридическое лицо) – на вмененной системе налогообложения и юридические лица и ПБОЮЛ на владельцев холдинга и членов их семей, которые владели помещениями (которые сдавались не только в аренду собственным аптекам, но и внешним арендаторам) – на упрощенной системе налогообложения.
     Как Вы считаете, можно ли сказать, что этот холдинг с розничной выручкой в 4 млрд руб за год, общей численностью работающих порядка 600 человек, имеющих в своих активах порядка нескольких десятков торговых помещений и складов в собственности, одну торговую марку, одного генерального директора и одного главного бухгалтера на всех своих юридических лицах и семью (бабушки, дедушки, муж, жена, их совершеннолетние дети) в учредителях работал в соответствии с действующим законодательством? Не говоря уже о таких мелочах, как то, что арендная плата за помещения для целей бухучета была существенно ниже рыночной.
    Сразу разрешите оговориться, что в рассматриваемой группе компаний вообще не велось никакого управленческого учета: первоначально, все расчеты им сделали внешние наемные финансисты, указав предельные величины торговой наценки и минимальные показатели валовой выручки, а все остальное учитывалось в рамках обычного бухучета при вмененной системе налогообложения.
     И еще одна оговорка, пожалуй, самая главная: в настоящее время все недостатки управленческой структуры этого холдинга устранены.
     Вторая проблема этого холдинга касалась ведения бухучета: в группе компаний, в которых нет достоверного управленческого учета - процветает воровство. Соответственно, для его «прикрытия» был нарушен бухучет, а точнее ведение взаимоотношений с поставщиками. Это, пожалуй, самый психологически тяжелый момент финансового аудита и самый трудный для устранения.

     Уважаемые посетители нашего сайта! Учитесь на чужих ошибках.

     Формируйте свой бизнес и управленческий учет не самостоятельно, а с привлечением финансовых аудиторов. И регулярно привлекайте внешних финансистов для контроля своей отчетности. Этим Вы сэкономите не только много своих денег, но и нервов. Вспомните заветы Библии: не вводите в искушение своих сотрудников, контролируйте их!

     И еще один совет: на наш взгляд, самый достоверный управленческий учет, работающий и при резких изменениях курсов валют и при финансовом кризисе, и стабильном течении бизнеса Вы можете сформировать на основе принципов ГААП (система построения и правил документооборота и учета) и МСФО (международной системы финансовой отчетности). В дальнейшем, заложив эту основу в своем учете, Вам будет легче получить кредитование в международных финансовых институтах.

     Всегда будем рады помочь Вам в этом.


Наш сайт переезжает на www.krahu-net.ru               
Мы будем Вам благодарны и очень рады,
если Вы продолжите посещать нас по новому адресу,
наш e-mail: krahu-net@mail.ru,
телефон для срочной связи
+7 (911) 782-65-25 Галина Юрьевна



Форма входа

Поиск