Постановление ВАС от исполнительном производстве при банкротстве
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Москва № 59 23 июля 2009 г. О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Феде¬рального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам (далее - суды) следую¬щие разъяснения. 1. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) с даты вынесения судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных плате¬жей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику. К указанным требованиям относятся и требования, подтверждённые исполнительными документами. При рассмотрении соответствующих споров, в частности споров о признании не подлежащими исполнению исполнительных и иных докумен¬тов, о признании недействительными сделок должника, влекущих преиму¬щественное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, о привлечении руководителя должника или арбитражного управляющего к ответственности за причинение убытков, судам надлежит исходить из того, что по смыслу приведённой нормы удовлетворение должником требований отдельных кредиторов, в том числе по инициативе самого должника, проти¬воречит положениям Закона о банкротстве. При применении абзаца второго пункта 1 статьи 63 Закона о банкрот¬стве судам также следует иметь в виду, что кредиторы, а также уполномо¬ченные органы, представляющие в деле о банкротстве требования Россий¬ской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных об¬разований по денежным обязательствам, не вправе в порядке, установлен¬ном частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об исполнительном производ¬стве» (далее - Закон об исполнительном производстве), направлять выдан¬ные судами и другими органами исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в банк или иную кредитную организа¬цию (далее - банк), в которых открыты счета должника. 2. При рассмотрении споров о применении к банкам мер ответствен¬ности за ненадлежащее проведение операций по счёту должника, судам не¬обходимо учитывать следующее. По смыслу статьи 8 Закона об исполнительном производстве и в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, а также пункта 2 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) банк вправе принимать для исполнения исполнительные и иные документы о взыскании денежных средств со счетов должника в бесспорном порядке (в частности, инкассовые поручения о безакцептном списании задолженно¬сти) только при условии, что в этих документах либо в документах, прила¬гаемых к ним, содержатся данные, подтверждающие отнесение требований взыскателя к текущим платежам или к требованиям, по которым исполне¬ние не приостанавливается. В том же порядке рассматриваются требования о взыскании, поступившие от судебных приставов-исполнителей. При этом банк не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, в том числе основанные на доводах о невер¬ном указании взыскателем суммы задолженности или момента ее возникно¬вения (пункт 12.9 Положения о безналичных расчетах в Российской Феде¬рации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 03.10.2002 № 2-П). Банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требо¬вание как текущее на основании данных, имеющихся в направленном для исполнения исполнительном или ином документе о взыскании денежных средств (либо в прилагаемом к нему документе). Если названные документы не содержат сведений, подтверждающих отнесение требований взыскателя к текущим платежам или к требованиям, по которым исполнение не приос¬танавливается, либо эти сведения являются противоречивыми (в частности, если судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный до¬кумент, принят до возбуждения дела о банкротстве), то банк не вправе ис¬полнять направленный для исполнения исполнительный или иной доку¬мент - он подлежит возврату взыскателю с указанием причины его возвра¬щения. Основания для привлечения банка к предусмотренной законода¬тельством ответственности за неисполнение требования, содержащегося в исполнительном или ином документе о взыскании денежных средств с должника, в данном случае отсутствуют. В случае нарушения банком положений абзаца второго пункта 1 ста¬тьи 63 Закона о банкротстве должник в процедуре наблюдения или финан¬сового оздоровления либо внешний или конкурсный управляющие в после¬дующих процедурах могут потребовать от него возмещения убытков, при¬чинённых неправомерным списанием денежных средств со счёта должника, и применения иных санкций в соответствии с законодательством. При раз¬решении таких споров судам необходимо иметь в виду, что нарушение со стороны банка отсутствует, если он произвёл списание денежных средств со счёта должника на основании представленных взыскателем документов, в которых содержатся сведения, позволяющие отнести требования взыскателя к текущим платежам либо к требованиям, по которым исполнение не при¬останавливается. Таким образом, должником не могут быть взысканы с банка суммы, списанные последним со счёта должника в порядке исполне¬ния направленного взыскателем исполнительного или иного документа о взыскании денежных средств, в ситуации, когда взыскатель неверно указал соответствующие данные. При этом судам следует учитывать, что в подоб¬ных случаях ответственность за списание денежных средств со счёта долж¬ника с нарушением установленного законом порядка несёт взыскатель. 3. В силу абзаца четвёртого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, пункта 5 части 1 статьи 40 и части 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве с даты вынесения судом определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущест¬венным взысканиям, за исключением исполнительных документов, пере¬численных в указанных нормах. Поскольку требования по спорам, касающимся защиты владения или принадлежности имущества, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения (статья 301 ГК РФ), о прекращении наруше¬ний права, не связанных с лишением владения (статья 304 ГК РФ), об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), а также требования о пресечении действий, нарушающих исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индиви¬дуализации или создающих угрозу его нарушения (подпункт 2 пункта 1 ста¬тьи 1252 ГК РФ), об изъятии и уничтожении контрафактных материальных носителей, в которых они выражены, либо оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на них (пункты 4 и 5 ста¬тьи 1252 ГК РФ), об изъятии или конфискации орудий и предметов админи¬стративного правонарушения и т.п. не относятся к имущественным взыска¬ниям по смыслу абзаца четвёртого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, исполнительное производство по указанным требованиям не приостанавли¬вается. В рамках не приостановленного исполнительного производства до¬пускается наложение арестов и совершение судебным приставом-исполнителем иных исполнительных действий, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, применение судом общей юрисдикции или арбитражным судом мер, направленных на обеспечение исполнения су¬дебного акта. Разъяснения, содержащиеся в настоящем пункте, применяются также для целей установления видов исполнительных документов, по которым приостанавливается исполнение с даты введения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления (абзац пятый пункта 1 статьи 81 и абзац второй пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве, пункт 5 части 1 ста¬тьи 40 и часть 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве), а также прекращается исполнение с даты принятия решения о признании должника банкротом и оканчивается исполнительное производство (абзац шестой пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, пункт 7 части 1 статьи 47 и часть 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве). 4. Согласно абзацу четвёртому пункта 1 статьи 63 Закона о банкротст¬ве и части 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве приостанав¬ливается исполнение исполнительных документов, исполнительное произ¬водство по которым возбуждено на дату вынесения определения о введении наблюдения. Как следует из указанных норм, а также абзаца второго пункта 1 ста¬тьи 63 Закона о банкротстве, при поступлении в службу судебных приста¬вов исполнительного документа после введения процедуры наблюдения су¬дебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к не¬му исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуж¬дении исполнительного производства на основании абзаца четвёртого пунк¬та 1 статьи 63 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 ста¬тьи 31 Закона об исполнительном производстве. По смыслу названных положений, если впоследствии производство по делу о банкротстве будет прекращено (кроме случаев заключения мирового соглашения), пропущенный срок предъявления исполнительного документа к исполнению подлежит восстановлению судом, принявшим соответствую¬щий судебный акт, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 23 Закона об исполнительном производстве. 5. При рассмотрении жалоб на постановления и действия (бездейст¬вие) судебных приставов-исполнителей судам следует учитывать, что в том случае, если требования по исполнительным документам, в отношении ко¬торых исполнительное производство приостановлено на основании абзаца четвёртого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве и части 1 статьи 96 За¬кона об исполнительном производстве в связи с введением процедуры на¬блюдения, объединены в сводное исполнительное производство с исполнительными документами, в отношении которых исполнительное производст¬во не приостанавливается, законными являются действия судебного приста¬ва-исполнителя в рамках сводного исполнительного производства по при¬остановлению исполнения исполнительных документов по соответствую¬щим требованиям. 6. Приостановление исполнения исполнительного документа с даты вынесения судом определения о введении наблюдения влечёт приостанов¬ление исполнительного производства в силу прямого указания закона (абзац четвёртый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, пункт 5 части 1 ста¬тьи 40 и часть 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве). Осно¬ванием для приостановления исполнения исполнительных документов су¬дебным приставом-исполнителем является определение суда о введении на¬блюдения. Вынесение самостоятельного судебного акта по данному вопро¬су не требуется. В случае осуществления судебным приставом-исполнителем исполни¬тельных действий в рамках исполнительного производства, которое счита¬ется приостановленным в силу абзаца четвёртого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, его действия признаются судом незаконными вне рамок дела о банкротстве. 7. В соответствии с абзацем четвёртым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения судом определения о введении наблюдения снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства по имущественным взысканиям, за исключением случаев, на¬званных в этой норме. Судам необходимо учитывать, что в силу указанной нормы снимают¬ся аресты и иные ограничения, наложенные в ходе исполнительного произ¬водства судебными приставами-исполнителями на основании статьи 80 Закона об исполнительном производстве, а также судами в обеспечение ис¬полнения судебных актов. Принятые судами меры (в виде арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом должника), направленные на обеспечение иска, сохраняются. При рассмотрении споров об обжаловании действий судебных при¬ставов-исполнителей судам следует исходить из того, что в связи со сняти¬ем ареста в силу абзаца четвёртого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве судебным приставом-исполнителем совершаются необходимые действия в том же порядке, который применялся бы, если бы судом был удовлетворён иск об освобождении имущества от ареста. Приостановление исполнитель¬ного производства не препятствует совершению этих действий судебным приставом-исполнителем. 8. Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 81 и абзацу пятому пунк¬та 1 статьи 94 Закона о банкротстве с даты введения процедур финансового оздоровления или внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Приведённые нормы означают, что обеспечительные меры считаются отменёнными в силу указания закона без принятия об этом самостоятельного акта судом общей юрисдикции или ар¬битражным судом. В данном случае в связи со снятием ареста судебный пристав-исполнитель совершает необходимые действия в том же порядке, который применялся бы, если бы судом был удовлетворён иск об освобож¬дении имущества от ареста. По смыслу части 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве определение о введении процедуры финансового оздоровления или внеш¬него управления направляется арбитражным судом судебному приставу-исполнителю. Действия в связи со снятием ареста совершаются судебным приставом-исполнителем в разумный срок после получения этого определе¬ния. Для их совершения не требуется ходатайств или заявлений со стороны участников исполнительного производства и третьих лиц. Приостановление исполнительного производства не препятствует совершению судебным приставом-исполнителем указанных действий. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в суд, рассматривающий дело о банкротстве, независимо от того, акт какого суда или иного государственного органа послужил основанием для наложе¬ния ареста. 9. С момента, после которого в соответствии с Законом о банкротстве аресты и иные ограничения распоряжения имуществом должника призна¬ются снятыми, запись об аресте в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежит погашению. Любое заин¬тересованное лицо вправе обжаловать выразившееся в непогашении ука¬занной записи бездействие органа, осуществляющего государственную ре¬гистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 10. Арбитражный управляющий как лицо, участвующее в деле о бан¬кротстве, согласно пункту 1 статьи 46 Закона о банкротстве вправе обра¬титься в суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника в соответствии с Арбитражным процес¬суальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) в виде ареста имущества должника, запрещения проведения торгов по реализации такого имущества и т.д. Вместе с тем указанные обеспечительные меры не подле¬жат применению, если соответствующее имущество должника арестовано по требованиям, исполнительное производство по которым не приостанав¬ливается. Кроме того, в силу пункта 2 статьи 46 и абзаца пятого пункта 1 ста¬тьи 66 Закона о банкротстве суд вправе по ходатайству временного управ¬ляющего принимать дополнительные меры по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе в виде запрета совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 ста¬тьи 64 Закона о банкротстве, или принимать решения, не предусмотренные пунктами 3 или 3.1 данной статьи. Ходатайство о принятии указанных мер рассматривается судом по правилам статьи 60 Закона о банкротстве в срок не позднее следующего дня после дня его поступления в суд применительно к части 1 статьи 93 АПК РФ. 11. Согласно части 1 статьи 96 Закона об исполнительном производ¬стве при введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления не приостанавливается исполнение исполнительных документов по требованиям о взыскании задолженности по заработной пла¬те, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной дея¬тельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации мо¬рального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Вместе с тем в силу абзаца четвёртого пункта 1 статьи 81 и абзаца шестого пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве, а также части 3 статьи 96 Закона об исполнительном производстве при введении процедуры финан¬сового оздоровления или внешнего управления наложение новых арестов и установление иных ограничений по распоряжению имуществом должника, включая обеспечительные меры, как судебными приставами-исполнителями, так и судами допускается только в рамках процесса по делу о банкротстве. Исключение из этого правила установлено положением абзаца шесто¬го пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве для арестов и иных ограниче¬ний, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, а также истребования имущества из чужого незаконно¬го владения, в ходе процедуры внешнего управления. По данным видам имущественных взысканий аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника могут налагаться в ходе процедуры внешнего управ¬ления вне рамок дела о банкротстве. В остальных случаях для наложения ареста судебный пристав-исполнитель обращается с соответствующим хо¬датайством в суд, рассматривающий дело о банкротстве. Указанное хода¬тайство рассматривается применительно к пункту 1 статьи 60 Закона о бан¬кротстве. О судебном заседании извещается арбитражный управляющий. В части, касающейся рассмотрения этого ходатайства, судебный пристав-исполнитель пользуется правами и несёт обязанности лица, участвующего в деле (статья 41 АПК РФ), в частности имеет право обжаловать определение об отказе в принятии таких обеспечительных мер. По заявлению заинтересованного лица суд, рассматривающий дело о банкротстве, вправе принять обеспечительные меры, ограничивающие должника в распоряжении принадлежащим ему имуществом, в соответст¬вии с частью 1 статьи 93 АПК РФ. В отношении рассмотрения указанного заявления заинтересованное лицо пользуется правами и несёт обязанности лица, участвующего в деле (статья 41 АПК РФ), в частности имеет право обжаловать определение об отказе в принятии таких обеспечительных мер. О судебном заседании, на котором должно рассматриваться названное заяв¬ление, уведомляются арбитражный управляющий, представитель учредите¬лей (участников) должника, представитель собрания (комитета) кредиторов. Определение о принятии обеспечительных мер может быть обжаловано на основании части 3 статьи 223 АПК РФ. 12. В силу абзаца шестого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об от¬крытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполни¬тельным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о бан¬кротстве, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Согласно пункту 7 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном про¬изводстве в случае признания должника-организации банкротом и направ¬ления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исклю¬чением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчива¬ется судебным приставом-исполнителем. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства при получении копии решения суда о признании должника банкротом и об от¬крытии конкурсного производства (часть 4 статьи 96 Закона об исполни¬тельном производстве). Вынесение самостоятельного судебного акта по данному вопросу не требуется. В случае обращения судебного пристава-исполнителя в суд с за¬явлением о прекращении исполнительного производства необходимо учи¬тывать, что подобное заявление не подлежит рассмотрению в суде. Если исполнительный документ (за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 Закона об исполнительном про¬изводстве, по которым исполнительное производство не оканчивается) по¬ступает в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трех¬дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выно¬сит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца шестого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве. 13. По смыслу абзаца девятого пункта 1 статьи 126 Закона о банкрот¬стве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в целях устранения препятствий конкурсному управ¬ляющему в исполнении им своих полномочий по распоряжению имущест¬вом должника и других обязанностей, возложенных на него Законом о бан¬кротстве. При применении данной нормы судам надлежит учитывать, что в силу пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий осуще¬ствляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного пред¬приятия в пределах, в порядке и на условиях, установленных Законом о банкротстве. Вследствие этого открытие конкурсного производства, не¬смотря на снятие в связи с этим арестов и иных ограничений, препятствует переходу прав на имущество должника по основаниям, возникшим ранее даты признания должника банкротом, без содействия конкурсного управ¬ляющего. В частности, в том случае, когда по причине ранее наложенного аре¬ста была приостановлена государственная регистрация перехода права соб¬ственности должника на недвижимое имущество к иному лицу, принятие судом решения о признании должника банкротом само по себе не влечет возобновления процедуры государственной регистрации, начатой до нало¬жения ареста. Поскольку с открытием конкурсного производства полномо¬чия руководителя организации-должника переходят к конкурсному управ¬ляющему, основанием для продолжения процедуры государственной реги¬страции перехода права собственности на недвижимое имущество после снятия ареста может служить соответствующее заявление конкурсного управляющего. 14. По смыслу абзаца девятого пункта 1 статьи 126 Закона о банкрот¬стве, согласно которому наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается, данная норма распространяет своё действие на аресты, налагаемые в испол¬нительном производстве, и аресты как обеспечительные меры, принимае¬мые в судебных процессах за рамками дела о банкротстве. Вместе с тем указанная норма не исключает возможности наложения арестов и иных ограничений в связи с требованиями по спорам, касающим¬ся защиты владения или принадлежности имущества, в том числе об истре¬бовании имущества из чужого незаконного владения (статья 301 ГК РФ), о прекращении нарушений права, не связанных с лишением владения (ста¬тья 304 ГК РФ), об освобождении имущества от ареста (исключении из опи¬си), а также в связи с требованиями о пресечении действий, нарушающих исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации или создающих угрозу его нарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 1252 ГК РФ), об изъятии и уничто¬жении контрафактных материальных носителей, в которых они выражены, либо оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом ис¬пользуемых или предназначенных для совершения нарушения исключи¬тельных прав на них (пункты 4 и 5 статьи 1252 ГК РФ), об изъятии или конфискации орудий и предметов административного правонарушения и т.п. Для наложения ареста в отношении перечисленных требований су¬дебный пристав-исполнитель обращается с соответствующим ходатайством в суд, рассматривающий дело о банкротстве. Данное ходатайство рассмат¬ривается в порядке, определенном абзацем третьим пункта 11 настоящего постановления. Кроме того, норма абзаца девятого пункта 1 статьи 126 Закона не ог¬раничивает право суда, рассматривающего дело о банкротстве, на основа¬нии ходатайства, поданного в установленном порядке (в частности, в связи с обжалованием действий конкурсного управляющего или рассмотрением вопроса о его отстранении), руководствуясь статьёй 46 Закона о банкротст¬ве, запретить конкурсному управляющему или иному лицу проводить торги по реализации имущества должника, а также принять иные меры по обеспе¬чению требований кредиторов и интересов должника. 15. Судам необходимо иметь в виду, что передача исполнительных документов конкурсному управляющему в соответствии с частью 5 ста¬тьи 96 Закона об исполнительном производстве не освобождает конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, чьи требования подтверждаются ис¬полнительными документами, от предъявления названных требований в суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании пункта 1 ста¬тьи 142 Закона о банкротстве. Поскольку конкурсный управляющий обязан действовать и в интересах кредиторов (пункт 4 статьи 20.3 Закона о бан¬кротстве), он обязан незамедлительно уведомить лиц, являющихся взыска¬телями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о бан¬кротстве. Срок на предъявление требований такими лицами в деле о бан¬кротстве начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления конкурсным управляющим. В том случае, если взыскатели не обращаются с заявлениями о вклю¬чении их требований в реестр требований кредиторов, конкурсный управ¬ляющий по их заявлениям передаёт им исполнительные документы. 16. При решении вопроса о порядке исполнения содержащихся в ис¬полнительных документах требований по текущим платежам судам надле¬жит учитывать следующее. В процедуре наблюдения исполнение исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим платежам осуществляется в общем порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве. В процедуре финансового оздоровления аресты на имущество долж¬ника, в том числе предусмотренные статьёй 80 Закона об исполнительном производстве, и иные ограничения должника в части распоряжения принад¬лежащим ему имуществом могут быть наложены только по определению суда, рассматривающего дело о банкротстве (абзац четвёртый пункта 1 ста¬тьи 81 Закона о банкротстве). При необходимости обратить взыскание на имущество должника в целях исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим платежам судебный пристав-исполнитель для наложения ареста на имущество должника обращается с соответствующим ходатайством в суд, рассматривающий дело о банкротст¬ве. Такое ходатайство рассматривается в порядке, определенном абзацем третьим пункта 11 настоящего постановления. В процедуре внешнего управления согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве для исполнения исполнительных докумен¬тов о взыскании задолженности по текущим платежам допускается наложе¬ние арестов на имущество должника и иных ограничений должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом вне рамок дела о банкрот¬стве - в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполни¬тельном производстве. Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный за¬кон «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если процедура внешне¬го управления была введена до 31.12.2008, норма абзаца шестого пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве применяется в ранее действующей редак¬ции, которая такого исключения для исполнительных документов о взыска¬нии задолженности по текущим платежам не предусматривает. В этом слу¬чае подлежат применению разъяснения, содержащиеся в предыдущем абза¬це настоящего пункта. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнительным документам о взыскании задолженности по текущим платежам в силу части 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве не оканчивается. Вместе с тем су¬дебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные дейст¬вия по обращению взыскания на имущество должника, за исключением об¬ращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счёте должника в банке, в порядке, установленном статьёй 8 Закона об исполнительном производстве с соблюдением очерёдности, предусмотренной пунктом 2 ста¬тьи 134 Закона о банкротстве. 17. Судам необходимо учитывать, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, ис¬полнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества долж¬ника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является Федеральная налоговая служба. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, преду¬смотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов
Секретарь Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Т.В. Завьялова